Предотвращение детского травматизма на разных этапах жизни ребенка

К сожалению, травмы и несчастные случаи занимают первое место среди причин детской смертности. Профилактика детского травматизма представляет сложную проблему, решение которой требует усилий родителей, медиков, сотрудников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и школы. Основные виды травм, присущие детям:

  • бытовые;
  • уличные;
  • дорожно-транспортные;
  • спортивные.

Деление на виды достаточно условно, но оно необходимо для понимания причин повреждений и разработки системы предупреждения детского травматизма. Самая эффективная профилактика травматизма – создание на законодательном и административном уровне запрещающих и ограничительных норм, правил, а также контроль над их выполнением. Хорошим примером могут стать правила дорожного движения, ограничивающие скорость автомобиля на участке возле школы или детского сада.

Профилактика травматизма у детей должна идти в двух направлениях:

  • устранение травмоопасных ситуаций;
  • обучение ребенка правилам безопасного поведения.

Забота о новорожденном

Родители несут ответственность за безопасность своего ребенка, поэтому беспокоится о мерах профилактики травм лучше всего с момента появления нового члена семьи. Чем меньше ребенок, тем слабее развито у него чувство опасности, а любознательность, наоборот, повышенная. Основные виды травм, полученные в раннем возрасте, связаны с отсутствием родительского контроля за детьми и неправильной организацией быта.

Заранее продумывают, где лучше и безопаснее хранить:

  • ножи, ножницы, иглы, лезвия и прочие виды острых предметов;
  • бытовую химию;
  • медикаменты;
  • спички, зажигалки;
  • косметику.

Для предметов ухода за ребенком выделяют постоянное место. Все детские лекарства и средства гигиены должны иметь четкие надписи – так нельзя будет что-нибудь перепутать. До 3 лет ребенку не дают мелкие предметы для игры – они могут вызвать удушье при случайном попадании в дыхательные пути. Также опасны целлофановые пакеты, полиэтиленовая упаковка. Нужно регулярно проверять целостность детских игрушек.

Подрастающие дети подвижны, осваивают новые движения, и опасность травм резко возрастает. Нельзя оставлять малыша одного на столе для пеленания, в коляске или кровати с низким бортиком, особенно когда он учится ползать, сидеть, вставать. Использовать манеж намного безопаснее для ребенка.

Ожог – опасная и болезненная травма, поэтому всю посуду с горячим содержимым нужно ставить так, чтобы ручки были повернуты от края. Чтобы ребенок не потянул посуду на себя, лучше отказаться от использования скатерти или клеенки. Нужно проявлять внимательность даже во время купания: чрезмерно горячая вода может вызвать ожог нежной детской кожи. Температуру воды проверяют термометром, а не на ощупь.

Для подрастающего любопытного ребенка велика опасность электротравмы. Бытовые электрические приборы нельзя оставлять включенными без присмотра. Розетки нужно заделать при помощи заглушек, а поврежденные провода – заизолировать.

Безопасность дошкольника

С 2-3 лет ребенок начинает посещать детский сад, при этом администрация ДОУ обязана обеспечить безопасные условия жизнедеятельности. Основными причинами повреждений в ДОУ является отсутствие должного присмотра за детьми и несовершенный план профилактики травматизма. Для дошкольников характерны следующие виды травм:

  • падения на месте и с высоты;
  • ранения колющими и режущими предметами, занозы;
  • ожоги;
  • ушибы упавшими с высоты предметами.

Предупреждение травм в ДОУ начинается еще с входа: вокруг территории детского сада предусматривают безопасные тротуары, пешеходные переходы, светофоры и хорошее освещение. Сама территория надежно ограждается со всех сторон. Игровые площадки должны приводиться в порядок еще до прихода детей.

Обслуживающему персоналу необходимо проверять, не находятся ли на площадке битые стекла, консервные банки, щепки и другие виды острых предметов. В зимнее время года площадку очищают от снега, льда, а крыши от сосулек.

Кустарники на территории ДОУ аккуратно подстригают. Нельзя допускать разрастания больших деревьев: ветка старого дерева может в любой момент упасть и нанести тяжелую травму ребенку. Нельзя высаживать растения с острыми шипами, колючками, несъедобными или даже ядовитыми плодами.

С особой тщательностью проверяют игровое оборудование. Горки, качели, лесенки должны быть исправны, хорошо закреплены, окрашены. Воспитатели ДОУ должны страховать ребенка во время игры, прыжков, катания на каруселях, велосипедах. Нужно предупредить ребенка: если он упал с качелей, нельзя вставать, пока они не остановятся.

В группах для занятий исключаются тяжелые картины, кашпо, цветы в горшках, которые при падении могут травмировать ребенка. Опасна неустойчивая мебель, со стеклянными дверцами. Полы покрывают легким в уборке, нескользким покрытием. Большие окна, балконы и лестничные пролеты должны иметь ограждения, решетки.

Осторожность на дороге

Опасность уличной травмы увеличивается вместе с возрастом детей. Оживленная магистраль и тротуары около нее – не место для подвижных игр, особенно с мячом. Двигаться вдоль автомобильной трассы нужно навстречу транспорту, чтобы вовремя предвидеть опасность, а маленького ребенка при этом держать за руку.

Переходить дорогу с ребенком нужно только на зеленый свет, идти спокойно, уверенно; следовать прямо, а не по диагонали. С пятилетнего возраста можно начинать обучение правилам дорожного движения.

Основные моменты, которые ребенок должен знать:

  • цвета светофора;
  • в каких местах можно перейти улицу;
  • при переходе смотреть сначала налево, а затем направо.

При поездке на автомобиле для ребенка нужно использовать специальное автокресло и ремни безопасности. Усаживают ребенка на заднее сиденье, позади водителя – это самое безопасное место. Перед поездкой нужно проверять, хорошо ли закрыты дверцы автомобиля. Не следует сажать в машину много детей, позволять им высовывать на ходу из окна голову или руку. Важно помнить, что родители не должны нарушать правила дорожного движения, особенно в присутствии своего ребенка.

Безопасность на воде

Детей до 5 лет нельзя оставлять одних при купании в ванной. Маленькие дети могут утонуть даже в небольшом количестве воды, поэтому важно следить, чтобы все колодцы, емкости, ведра с запасом воды были закрыты.

При отдыхе возле открытых водоемов нельзя разрешать детям купаться без спасательного жилета, нарукавников. Очень опасно нырять в незнакомом месте: под водой могут оказаться камни и коряги. Постоянный контроль необходим во время волн, купания в реках с сильным течением. Недопустимо распитие алкоголя около воды, особенно в присутствии детей.

Травмы у школьников

При поступлении в школу меняется образ жизни ребенка, появляются новые интересы, дети чувствуют себя более самостоятельными. Основные виды травм в этом возрасте связаны с опасными играми, беспечностью, желанием проявить себя среди сверстников. Повреждения возникают чаще в свободное время, когда дети предоставлены сами себе на улице или дома. Пик травматизма приходится на весну, особенно на май. Мальчики травмируются в два раза чаще, чем девочки.

Очень важно помочь и дать правильный совет ребенку, когда он только учится ездить на велосипеде, роликах, коньках. Площадка для занятий должна иметь ровное покрытие, хорошо освещена, а спортивный инвентарь – исправен. Предупреждение травм у детей включает постоянное использование средств защиты: шлема, наколенников, налокотников, напульсников.

Занятия по безопасности

План профилактики травматизма в ДОУ и школах предусматривает ряд занятий с детьми на тему безопасной жизнедеятельности:

  • просмотр фильмов;
  • ситуационные игры;
  • моделирование и обсуждение с детьми травмоопасных ситуаций;
  • обучающие прогулки;
  • встречи с медработниками, пожарными, сотрудниками МЧС.

Дети дошкольного возраста имеют образное мышление, у них отсутствует житейский опыт, поэтому все занятия должны быть наглядными. В процессе игры малыша обучают обращаться с бытовыми и столовыми приборами, канцелярскими принадлежностями, развивают новые умения и навыки. Часто случается, что в результате опасных игр и шалостей дети наносят друг другу повреждения глаз, травмы головы, вплоть до сотрясения мозга. Поэтому у детей нужно воспитывать бережное отношение к своим сверстникам.

На этом этапе важно продуктивное взаимодействие между родителями и специалистами ДОУ, школы. Сотрудники образовательного учреждения в мягкой и ненавязчивой форме должны объяснять родителям, насколько важна профилактика травматизма. Информацию, полученную во время занятий, нужно систематически повторять с ребенком, обыгрывать в жизненных условиях.

У школьника нужно развивать осмотрительность, аккуратность, ответственность за свои поступки, умение составить план действий в нестандартной ситуации. Для школьников среднего и старшего возраста актуальны практические занятия, на которых изучаются правила оказания доврачебной помощи.